Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005г. №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» утверждает форму личной медицинской книжки – особого многостраничного бланка для работников производств и организаций (ИП), деятельность которых связана с:
Ряд других нормативных актов дополняет данный перечень, а Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011г. №302н, в свою очередь, устанавливает и регулирует порядок оформления ЛМК – то, что должны включать в себя предварительные и периодические медицинские осмотры для получения этого документа и как часто их надо проходить. Главной задачей получения личной медицинской книжки является сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия населения путём выявления у работника болезненных состояний и заболеваний опасных как для него самого, так и для других граждан.
И всё, казалось бы, ясно и логично, но одной из дискуссионных тем по настоящий момент времени является вопрос о том, нужна ли медкнижка бухгалтеру? Человек данной профессии выполняет большое количество работы, которое включает в себя ведение налогового и управленческого учёта, начисление заработной платы сотрудникам предприятия, проведение выплат по договорам и пр. Эти и другие обязанности имеют непосредственное отношение к управлению организацией, а значит бухгалтер относится к административно-управленческому персоналу (АУП). Согласно представленной выше информации ЛМК скорее должна быть у обслуживающего персонала, непосредственных участников производственного процесса и специалистов, отвечающих за его подготовку и др. Однако, формулировки в нормативных документах говорят об обратном – оформлять медкнижки нужно всем работникам организаций, трудящихся в конкретных областях, без исключений. Поэтому, пройти медосмотр, и получить ЛМК потребуется не только продавцу из магазина, официанту из кафе и врачу из больницы, но и работнику бухгалтерии всех этих организаций.
Обязанность по оформлению санкнижки обусловлена тем, что бухгалтер в рамках своей трудовой функции может привлекаться к выполнению разных поручений. Так, например, бухгалтер не только обеспечивает данными для проведения инвентаризации, но и может сам в ней участвовать, а значит посещать кухню, смотровые кабинеты или, например, торговый зал. Но нужна ли медкнижка бухгалтеру общепита, стоматологии или детского сада, если он не имеет абсолютно никакого контакта с товаром, пациентом или детьми? Надо ли оформлять ЛМК, если работник бухгалтерии образовательного и медицинского учреждения не посещает его или не бывает на производстве?
Отсутствие прямого контакта должно быть не только с продукцией, клиентами, но и с другим персоналом организации, для которых наличие ЛМК строго обязательно. Это может быть только при условии размещения отдела бухгалтерии в помещении с отдельным входом или даже в отдельном здании. Но и это не исключает той ситуации, когда органы и структуры, контролирующие соблюдение закона по части санитарных правил, могут счесть отсутствие ЛМК у административно-управленческого персонала нарушением и привлечь его к административной ответственности. В данных условиях только один директор может определить, какой точки зрения в части необходимости оформления личных медицинских книжек для АУП, будет придерживаться организация, работники которых подлежат медицинским осмотрам (обследованиям).
Если бухгалтеру нельзя работать без личной медицинской книжки, то он должен будет проходить предварительный и периодические медицинские осмотры согласно того объёма, который определён специализацией и направлением деятельности организации-работодателя на государственном уровне.